У всех автолюбителей периодически возникает вопрос греть двигатель авто или нет? Как процесс прогрева должен производится на новых и б.у. автомобилях?
Однозначного ответа здесь нет, поэтому команда автобазара Motori.ua решила собрать мнения автомобилистов на авторынке в Киеве, нескольких СТО и автомастерских. Мы отобрали несколько самых профессиональных и резюмирующих мнений и рады поделится ими с посетителями первого профессионального украинского автобазара Motori.ua.
Итак, первый вопрос в данном исследовании заключается в определении температурных значений окружающей среды, при которых появляется потребность в прогреве двигателя машины. Все опрошенные сошлись во мнении, что прогрев становиться актуальным только тогда, когда температура окружающей среды падает ниже 5° C. При температуре выше 5° C, то есть весной, осенью и, особенно, летом, двигателю достаточно и минуты, чтобы стрелка индикатора температуры двигателя начала подниматься с самого нижнего положения. Но что же делать зимой? С одной стороны замерзший двигатель быстрее изнашивается, но с другой стороны, на ходу, под нагрузкой, он быстрее прогревается. Какой вариант выбрать? Представим, что на улице мороз (ниже – 20° C), вы утром выходите на улицу, заводите свой автомобиль и сразу начинаете движение. Мнения профессионалов авто-индустрии и прохожих автолюбителей, собеседников автобазара Motori.ua, здесь немного разошлись.
Сторонники езды без предварительного прогрева говорят, что необходимо ехать так, чтобы не нагружать двигатель, то есть разгонять автомобиль так, чтобы стрелка тахометра не переваливала выше двух тысяч оборотов в минуту. Примерно через 10-15 минут автомобиль, точнее двигатель, начнет прогреваться до температурных значений, близких к рабочим, и, следовательно, на нем можно ехать в обычном режиме. Как сообщил автобазару Motori.ua продавец бу авто Андрей, который гоняет автомобили из Германии на авторынок в Киев, в некоторых европейских государствах вообще запрещен прогрев двигателя на холостом ходу вблизи жилых домов и наказывается немаленьким штрафом. Жители нижних этажей, я думаю, согласятся с ним и с законодательством тех стран. Не так уж приятно каждое утро слышать под окнами шум работающих двигателей и дышать выхлопными газами, которые, особенно в безветренную погоду, неизбежно заполнят весь двор.
С одной стороны все хорошо и здорово, но давайте рассмотрим, что же происходит внутри двигателя, когда вы начинаете движение без предварительного прогрева. Для получения более профессионального мнения, мы обратились к motoriсту Вячеславу, который работает на одном из СТО недалеко от автобазара в Киеве. Вячеслав, вытерев руки о рабочую робу, принялся рассуждать на эту тему – «для того чтобы отмести лишние вопросы, сразу скажу, что если в Вашем автомобиле карбюраторный двигатель, то начать движение без прогрева двигателя у вас вряд ли получится. Так как в карбюраторных системах необходимо ждать, чтобы двигатель прогрелся до нужной температуры, когда бензин начнет испаряться, для получения необходимой топливно-воздушной смеси. Поэтому владельцы карбюраторных авто вынуждены прогревать автомобиль. А вот для инжекторных двигателей с современными топливными системами, критичность вопроса менее значительна, и поэтому рекомендуется несколько минут прогревать двигатель на холостых оборотах, а дальнейшее прогревание двигателя осуществлять на ходу, поддерживания обороты двигателя до 2,5 тыс.».
Мы также отметили, что если спрашивать совета у человека, который скажем, больше тридцати лет за рулем, «греть» машину или нет, то в 99 процентах случаев получаешь ответ, что это крайне необходимо, причем в независимости от того, каким автомобилем владеет «бывалый» автомобилист – карбюраторным ВАЗ-ом или Мерседесом с современным двигателем. Вот что говорит Павел, посетитель авторынка и автомобилист с большим стажем – «Вы запускаете холодный двигатель, в котором все масло естественно стекло в картер, а это значит, что двигатель практически работает «в сухую», то есть детали двигателя трутся друг о друга без масла, и соответственно изнашиваются гораздо быстрее. Также при эксплуатации холодного двигателя, очень сильно повышается расход масла, что приводит к более быстрому износу двигателя и дополнительным затратам на расходные материалы».
Мы решили провести эксперимент и понаблюдать за тем, как в конце морозного рабочего дня прогревают автомобили на парковке перед территорией автосалона на «Столичке», недалеко от автобазара в Киеве. Место было выбрано не случайно, работники автосалона в той или иной степени относятся к профессионалам, имея доступ к рекомендациям производителей по эксплуатации автомобилей, которые они же и продают, а также к сотрудникам сервиса. Результат эксперимента следующий: большинство затрачивают на это до 3-х минут, несколько прогревало двигатель около 5 минут, и только один автомобилист старшего возраста прогревал Волгу 12 минут. Тот последний, возможно, и был motoriстом на СТО, раз хватило выдержки на 12 минут. Ну а все же, кто из них прав? Команда автобазара Мотори уа решила обратиться к научным исследованиям в этой сфере. Современные исследования показали, что нет большой разницы в износе двигателя, между ездой на прогретом автомобиле и на холодном, но это при условии, так называемой "докторской езды". Принцип данного типа езды заключается в эксплуатации холодного автомобиля на небольших оборотах и низких передачах, пока двигатель не прогреется до оптимальной температуры. Если раньше приходилось прогревать двигатель долгое время, то теперь в этом нет никакой необходимости, так как технологии шагнули далеко вперед, в том числе и в вопросе производства автомобильных масел.
Таким образом, автобазар Мотори уа рекомендует автолюбителям осуществлять прогрев автомобиля на протяжении 2-5 минут, в зависимости от температуры окружающей среды, для того чтобы масло заполнило все магистрали, а затем проехать километра три, не нагружая двигатель, то есть нужно постараться держать обороты в районе двух –двух с половиной тысяч в минуту. При таком типе эксплуатации достигается "золотая середина", когда износ двигателя не увеличивается, а двигатель быстрее прогревается.
Кстати прогрев и износ двигателя на морозе – это одна сторона вопроса эксплуатации автомобиля зимой. Другая сторона – это кузов. Из-за мороза амортизаторы «деревенеют», подвеска становится жестче, а на двигатель и кузов передается больше ударов и вибраций. В местах соединения кузова/рамы и амортизаторов при езде в холодное время также возможно возникновение трещин и повреждений, а это ведет к преждевременной коррозии и необходимости в ремонте, особенно если автомобиль с пробегом, измеряемым сотнями тысяч километров.