Автомобильные дороги – больная тема для каждого автовладельца. Согласитесь, что невозможно спокойно сесть за руль своего авто в Украине, выехать на трассу и расслабиться, не думая про ямы. Как только мы забываем о возможном наличии дыр в асфальте, наша машина получает очередной удар по ходовой. И сколько таких ударов выдержит ваше авто неизвестно.
А как обидно, когда вы собрались купить авто и вроде бы все расходы просчитали, но очередная выбоина на дороге заставляет «влетать в копеечку» на ремонт! Знакома ситуация, когда ограничение скорости в 90 км/ч, а весь поток машин движется со скоростью 20км/ч? Чем такая «сознательность» могла быть вызвана? Правильно, только ямами на дорогах! Людям не хочется ремонтировать свои б. у авто, которые и без дорожных ухабов требуют внимания автовладельца. Что уж говорить про владельцев новеньких авто, которые ночью «влетели» в яму на трассе, а оплачивать ремонт им никто не собирается?
Почему же так происходит с нашими дорогами? Те, кто хоть немного знает или слышал про строительство трасс, знают, что нет такой дороги, которая строилась бы без взяток и отката. Все тендеры и конкурсы, мягко говоря, нечестны. А аукционы с одним участником, конечно же, вызывают «доверие». На сколько частей нужно поделить ту громкую сумму, о который мы слышим каждый день в новостях, которая якобы была выделена на строительство и ремонт дорог, нам, простым смертным, неизвестно. Зависит о того, сколько человек нужно «накормить» той или иной дорогой.
Государственная служба, ответственная за качество автодорог Украины – Укравтодор соглашается, что покрытие аварийное и требует ремонта, но пожимает плечами, мол, денег выделили мало. Служба оценила ремонт одного км дороги в 500 тыс. евро. Сколько же км можно отремонтировать из 10 миллиардов грн, которые были заложены в бюджет в 2010 году, 1700км? А сколько км автодорог в Украине нуждаются в ремонте? 170000км! Конечно же, первоочередной проект – это ремонт дорог государственного значения в рамках подготовки к Евро-2012. Значит ли это, что о других дорогах вовсе забудут до Евро-2012?
Дороги, как и б.у авто, нуждаются в постоянном техническом обслуживании, раз в пять лет дорогам нужен текущий ремонт, раз в двенадцать лет – капитальный. Сколько раз за годы независимости Украины был произведен капитальный ремонт дорог? Ни разу. А количество и легкового, и грузового транспорта неуклонно растет. Вряд ли, в послевоенное время, при строительстве дорог предполагалась такая активная эксплуатация дорожного полотна. Дороги используются 24 часа в сутки, 12 месяцев в году. Из-за перегрузки дорог возникают ямы, летом из-за грузовых автомобилей, не смотря на запрет на передвижение в жару, на дорогах образуются колеи, которые остаются навсегда. Зимой влага, которая попала в микротрещины в асфальте, замерзает, а расширение воды, как известно, приводит к деформации, а как результат, трещинам в асфальте.
Разговаривать на тему государственного решения проблем автодорог можно бесконечно долго и сетовать на то, что никто ничего не делает.
Хотя интересный выход из положения нашли в небольшом городке в Германии, где после необычно суровой зимы, пострадало дорожное покрытие. Чтобы собрать средства для ремонта дорожного покрытия, местная власть организовала онлайн продажу ям и выбоин, приобрести которые можно было за 50 евро/яма. Имя владельца ямы увековечивали на табличке рядом с местом, где раньше красовалась дыра.
Но у нас в стране ждать подобных решений от администрации можно долго и не дождаться никогда. Ребята из России решили взять дело в свои руки и организовали проект под названием «РосЯма» на абсолютно добровольных началах. Суть проекта: на сайте РосЯма каждый желающий избавиться от надоевшей ямы выкладывает фото и описание «объекта», после чего автоматически генерируется текст жалобы, которую нужно отправить в ГАИ, если в течение 37 рабочих дней ремонт не был выполнен, РосЯма генерирует текст жалобы в прокуратуру. Из 4933 дефектов на сайте, отремонтированы были 331.
Проект абсолютно легально позволяет людям бороться с халатностью властей. В Украине существует документ «Государственный стандарт Украины: Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию”, в котором четко установлены параметры:
3.1.2 Гранична глибина окремих осідань, вибоїн не повинна перевищувати 4 см для доріг І – III категорій і груп А, Б вулиць і доріг населених пунктів; 6 см – для решти категорій і груп.
Гранична висота напливів не повинна перевищувати 2 см для доріг І – III категорій і груп А, Б і В вулиць і доріг населених пунктів; 4 см – для решти категорій і груп.
У разі перевищення зазначених розмірів окремих осідань, ям, вибоїн, напливів терміни їх ліквідації не повинні перевищувати зазначені в таблиці 1.
С полным текстом и таблицами можно ознакомиться здесь: ДЕРЖАВНИЙ СТАНДАРТ УКРАЇНИ. ДСТУ 3587-97.
Вы все еще надеетесь, что ямы и выбоины отремонтируют власти? Это равносильно тому, что надеяться на то, что они уйдут сами. Что весьма вероятно, ямы уйдут. Вместе с дорогами. Или уже ушли?
Берегите себя и своего железного коня, и сможете дороже продать свое авто на онлайн автобазаре Motori.ua.