Хотя в английском языке этот термин обозначает настройку в контексте улучшения исходных характеристик машины, у нас он охватывает все изменения заводского состояния автомобиля. Различают 3 типа преобразований:
• внешнее
• внутреннее
• агрегатное.
• внутреннее
• агрегатное.
![тюнинг авто тюнинг авто](/upload/medialibrary/912/912db8f4b47088ea3555698c90b4d649.jpg)
Внешний тюнинг
Речь идет об обвесе и декоре. Цель – улучшить аэродинамику, но чаще – выделиться в потоке. Материалы оклейки – виниловая пленка конкретной расцветки вплоть до имитации хромированного металла или карбона, – ей обтягивается кузов авто.
Перед работами поверхность вымывается начисто и обезжиривается изопропиловым спиртом – его воздействие на ЛКП наименее разрушительное. Не зря состав применяется в медицине и косметике. Однако помните, что жидкость агрессивна в отношении пластика и резины. Тут пригодится чистый спирт. В случае с голым металлом лучшего средства чем бензин или ацетон не найти. Меры предосторожности соответствующие – проветриваемое помещение и респиратор. Хотя материал самоклеящийся, изгибы и выштамповки обрабатывают праймером для лучшей адгезии. Пленка раскатывается по поверхности ракелем – движения от центра к краям; нельзя допускать образования воздушных пузырей. Сделать поклейку аккуратной на изгибах помогает профессиональный фен.
![тюнинг авто тюнинг авто](/upload/medialibrary/2ee/2ee300da36a7dcd40d5e5573ba0f8b1a.jpg)
Если оклейка кузова на ходовые качества не влияет, то об аэродинамическом обвесе этого не скажешь.
Задача обвеса – перенаправить набегающие потоки воздуха, чтобы добиться устойчивого положения машины на дороге и, следовательно, прогнозируемого маневрирования на высокой скорости. В автоспорте обвес помогает выиграть доли секунды на каждом километре трассы, поэтому производители предлагают готовые киты для обвеса машин под разные условия гонок. В гражданской эксплуатации спойлер выступает скорее декором. К слову, спойлер в переводе означает мешать или портить. Неуместное применение обвеса влияет на управляемость. Жаль, что автовладельцы часто пренебрегают безопасностью – ставят убогие воздухозаборники и спойлеры. В народе это называется «колхозить». Каким бывает тюнинг авто, когда за него берутся не специалисты, понятно – колхозным.
Внутренний тюнинг
Внутренние улучшения касаются обшивки салона и сидений, шумоизоляции («шумка»), акустической аппаратуры. Обычно тканевую обивку меняют на более дорогие или приятные на ощупь материалы – кожу, велюр или алькантару, которые часто комбинируют. Предпочтение отдают «автомобильным» видам обшивки. Также ими отделывают пластик приборной панели или дверных карт. Тут важно понимать, что кроме кройки и шитья мастер должен разбираться и в свойствах материалов. Особенно если речь идет о натуральной коже, которая растягивается или ужимается в зависимости от внешних условий. Кроме того, кожа требует регулярного ухода.
С акустическим комфортом также не все просто: «шумка» увеличивает вес машины, потому что все подходящие материалы выполнены на основе битума или мастики.
Способ монтажа тот же, что и в случае с автовинилом. Если изоляционный материал не дышит, то возможно появление очагов коррозии или постороннего запаха. Что касается акустических систем, то в этом направлении проще, потому что на ресурс авто, а также безопасность водителя и пассажиров музыка не влияет. Так что тут есть где разгуляться тюнингерам, и даже есть где показать свои достижения – повсеместно проводятся чемпионаты по автозвуку, которые стимулируют развитие этого направления в тюнинге.
Чип-тюнинг
Наконец мы подошли к самому серьезному – к чип-тюнингу и внесению конструкционных корректив в основные агрегаты и узлы. К слову, установка ГБО 4 поколения, да и вообще любого газового оборудования, также, по сути, является тюнингом. Чипование означает изменение программ управления ДВС, когда одними прошивками удается кардинально изменить характер машины. Для этого достаточно получить доступ к «мозгам» автомобиля – бортовому компьютеру. Не секрет, что один и тот же мотор может стоять и на спортивном купе, и на семейном универсале.
Если поменять прошивки двигателя гражданского автомобиля, то получится спортивный универсал.
Когда речь идет об экстремальном чиповании, то требуется внести изменения в конструкцию движка. В противном случае агрегат, а конкретно поршни и валы, не выдержат повышенных крутящих и угловых нагрузок. Как правило, меняются внутренности ДВС на аналоги из более прочных и легких сплавов, при необходимости растачивается блок. Часто ставят турбину или компрессор, нагнетающие воздух, ставят фильтр меньшего сопротивления и переделывают систему маслоснабжения. В КПП меняют шестерни на элементы с альтернативным передаточным числом, чтобы растянуть или укоротить передачи, что зависит от стоящих задач.
Естественно, результат глубоких преобразований непредсказуем, а стоимость тюнинга может легко превысить цену авто. Самым дешевым чип-тюнингом считается установка ГБО 4 поколения, потому что никаких серьезных переделок не требуется и к экстремальным преобразованиям переход машины на газ не относится. В остальных случаях чипование приводит к уменьшению ресурса двигателя. Ведь задача не сэкономить на топливе, а быстрее уехать со светофора. Стоит ли за удовольствие утереть нос соседям по потоку платить ремонтом, а чаще заменой агрегата, каждый владелец решает сам.