В преддверии Дня Независимости Украины, автобазар онлайн Motori.ua предлагает вам заглянуть в прошлое и вспомнить славную историю отечественного автомобилестроения. Ведь украинские машины пользовались народной любовью и популярностью не только в СССР, где очереди были на любое авто в принципе, а и продвинутых западноевропейских странах. Италия, Франция, Бельгия, Швеция, Голландия, Австрия – вот далеко не полный список развитых капиталистических государств, куда поставлялись наши "Зазики" и "Волынянки"!
С вражеским "сердцем"
Сейчас "Волынянка" уже практически не встречаются на отечественных просторах, а ведь в свое время это был один из первых ультракомпактных внедорожников с феноменальной проходимостью, которой могли позавидовать многие именитые соперники. Неудивительно, что интерес к этому "мультяшному" оффроаду проявляли интерес и в богатых капиталистических странах. Так, в Италию "Луазики" (под именем Luaz Volin) поставлялись через местного импортера – небольшую фирму Martorelli. Наряду со стоковыми экземплярами с хилыми моторами МеМЗ воздушного охлаждения, покупателям также предлагались люксовые версии ЛуАЗ-969М, оборудованные более современными и главное надежными двигателями Ford объемом 1,1 литра и мощностью 53 л.с – как на тогдашней Fiesta. Подобные машины также могли похвастаться различными "западными" примочками: красками типа "металлик", легкосплавными дисками, улучшенной отделкой салона. На Апеннинах машина позиционировалась как молодежный "джипчик", а не утилитарный внедорожник для села, как это было в СССР.
"Курортная" малолитражка
Для большинства европейцев название "Запорожец" было труднопроизносимым, поэтому в таких странах как Голландия, Бельгия, Финляндия, Швеция "горбатый" продавался под более коротким и звучным именем "Ялта" (Yalta, Jalta – в зависимости от рынка) – в честь известного курорта в Крыму. Благодаря очень низкой цене, крепкой конструкции и отменной проходимости, в 60-х годах советская малолитражка пользовалась неплохим спросом: ежегодно в Европе продавали почти 5 тысяч авто. Основными импортерами ЗАЗ-965 были финская фирма Konela и бельгийскую Scaldia-Volga. От своих обычных собратьев, экспортные "горбики" отличались хромированными молдингами вдоль кузова, круглым наружным зеркалом заднего вида на крыле, оригинальными эмблемами. Богаче был оформлен и салон советского "малыша": улучшенная шумоизоляция, более стильный руль с хромированным кольцом сигнала, пепельница, задние подлокотники и даже радиоприемник в базовом исполнении!
Скромность украшает
Вслед за "горбатым" ЗАЗ-965, который конструировали с оглядкой на итальянский Fiat 600, в 1967 году Европу начали поставлялись и более совершенные "ушастые" ЗАЗ-966 и 968, прообразом для которых служил западногерманский NSU Prinz. Новая модель отличалась более строгим и лаконичным дизайном, который на те годы был вполне современным и актуальным. В разных странах, автомобили продавались под разными именами: в Италии и Франции – Yalta, а в Бельгии, Нидерландах и Австрии – Eliette. Существовала и своего рода "заряженная" версия – с 44-сильным 1,0-литровым мотором Renault водяного охлаждения, который не боялся перегрева, но такая модификация производилась очень ограниченным тиражом.
Легкий тюнинг
Начало массового производства первого переднеприводного хэтчбека Запорожского автозавода – ЗАЗ-1102 "Таврия" постоянно откладывалось и фактически стартовало лишь в 1988 году. Долгий путь к конвейеру привел к тому, что автомобиль успел порядком устареть: особенно это касалось внешности. А, как известно, на Западе дизайн автомобиля – один из важнейших факторов успеха. Поэтому французский импортер советских машин – компания Poch решила провести собственный апгрейд экстерьера бюджетной малолитражки. Автомобиль Poch Tavria XL, продававшийся во Франции с 1991 по 1993 год, обзавелся новой облицовкой радиатора, широкими бамперами, частично окрашенными в цвет кузова, и лаконичными декоративными колпаками на колесах. Интерьер также облагородили за счет более дорогих отделочных материалов.