Понятие "заряженный Volkswagen Golf" у большинства автомобилистов ассоциируется, прежде всего, со знаменитой спортивной модификацией GTI. Однако, как это не парадоксально, но в пяти из шести предыдущих поколений популярного хэтчбека титул самого мощного и быстрого Golf в линейке носили машины с совершенно иными приставками к названию. Автобазар онлайн Motori.ua подготовил подборку самых "горячих" Volkswagen Golf за 38-летнюю историю семи генераций этого европейского бестселлера. Со сменой поколений росла мощность (за редким исключением), максимальная скорость, а время разгона от 0 до 100 км/ч перманентно уменьшалось (с 7,6 до 5,5 сек.): на примере топовых "носков" можно проследить постоянный технический прогресс "народной" немецкой марки.
1) Volkswgen Golf GTI 16s Oettinger (1981-1983), 136 л.с., 195 км/ч, 7,6 сек.
Первое поколение Golf GTI, появившееся в далеком 1975-м году, считается одним из родоначальников класса "хот-хэтчей", однако, к началу 80-х конкуренты начали наступать на "пятки" Volkswagen, предлагая более мощные и быстрые варианты своих компактных машин. В этой ситуации французский импортер немецкой компании запросил у головного офиса создание еще более заряженного GTI. Готового решения у немецкого автогиганта тогда не было и единственным выходом стало обращение за помощью к известному тюнинговому ателье Oettinger, которое уже на тот момент предлагало 16-клапанные головки для стандартного двигателя GTI. Результатом сотрудничества стала официальная модификация Volkswgen Golf GTI 16s Oettinger, продажи которой стартовали в октябре 1981-го года. Такие машины реализовывались через официальную дилерскую сеть VW во Франции и Швейцарии. Тюнерам удалось выжать 136 л.с. из заводского 1,6-литрового мотора (110 л.с.), в результате чего максимальная скорость возросла до 195 км/ч (+15 км/ч). От 0 до 100 км/ч автомобиль разгонялся за 7,6 секунд, что на 1,4 быстрее, чем обычный серийный GTI. Производство самого быстрого варианта первого "носка" продолжалось примерно полтора года: всего было выпущено около 2000 экземпляров (все были исключительно черного и белого цвета). Внешне 16s можно узнать по кузовному обвесу BBS, 14-дюймовым дискам ATS, полностью черной облицовке радиатора и оригинальным шильдикам.
2) Volkswagen Golf G60 Limited (1989) 210 л.с., 227 км/ч, 7,2 сек.
Представьте себе: целых 13 лет подряд (до появления Golf IV R32 в 2002-м году) уникальный Golf G60 Limited держал титул самого мощного серийного Golf. Эксклюзивная машина была построена в 1989 году на базе более распространенного "омологационного" Golf Rallye. Все 71 экземпляра G60 Limited были собраны вручную силами специалистов спортивного отделения Volkswagen Motorsport. Суперзаряженные хэтчбеки предназначались, в основном, для продажи "среди своих": первоочередное право покупки эксклюзива было у топ-менеджеров Volkswagen (тогдашняя цена – 68500 дойчмарок). Под капотом авто находился 1,8-литровый бензиновый мотор GTI c механическим нагнетателем G60, который развивал очень приличную даже по современным меркам мощность – 210 л.с. 252 Нм максимального крутящего момента передавались на все 4 колеса посредством фирменной полноприводной трансмиссии Syncro. Golf G60 Limited предлагался в единственном цвете (темно-серый gunmetal), с разборными 15-дюймовыми дисками BBS RM (6,5×15) и простой двухфарной "мордочкой". Облицовка радиатора отличалась стильным голубым декором и черным логотипом VW по центру. Из всего тиража, только 3 машины имели 3-дверный кузов, а еще 2 стандартно оснащались кондиционером.
3) Volkswagen Golf 2.9 VR6 (1994-1997) 191 л.с., 235 км/ч, 7,1 сек.
Многие фанаты Volkswagen Golf считают третье поколение модели наименее удачным. И действительно, внешность машины была слегка "скучновата", а линейка моторов не блещет выдающимися характеристиками. Тем не менее, в гамме третьего "носка" попадались настоящие "брильянты", самый ценный из которых – модификация с 2,9-литровым мотором VR6, выпускавшаяся с 1994 по 1997-й год. И хотя его мощность была на 19 л.с. ниже, чем у вышеописанного Golf II G60 Limited, но лучшая аэродинамика позволила удержать пальму первенства в максимальной скорости и динамике: 235 против 227 км/ч и 7,1 против 7,2 сек до первой "сотни". Специфический 6-цилиндровый V-образный мотор имел очень малый развал цилиндров – всего 15 градусов, благодаря чему довольно легко помещался в подкапотном пространстве переднеприводного автомобился С-класса (никто из конкурентов подобного не предлагал). Однако, довольно высокая масса агрегата негативно сказывалась на управляемости хэтчбека. К минусам модели стоит отнести высокие сервисные и эксплуатационные расходы: двигатель был довольно прожорлив и "питался" исключительно "98-м" бензином.
4) Volkswagen Golf R32 (2002-2004), 241 л.с., 247 км/ч, 6,4 сек.
Самый быстрый Golf IV стал первой машиной в мире, которую серийно оснастили роботизированной коробкой передач с двйоным сцеплением (DSG). С такой трансмиссией R32 разгонялся от 0 до 100 км/ч за 6,4 секунды, что на 0,2 быстрее, чем версия базовая с 6-ступенчатой "механикой". Автомобиль стал кульминацией развития четвертого поколения Golf и комплектовался всеми мыслимыми опциями и техническими инновациями. Техническая начинка машины практически полностью позаимствована у спортивного купе Audi TT, включая 3,2-литровый мотор конфигурации VR6 (241 л.с.), независимую заднюю подвеску, полноприводную трансмиссию 4Motion с фрикционной муфтой Haldex. R32 получил эффектный аэродинамический обвес (как на юбилейном 20th Anniversary GTI), 18-дюймовые мультиспицевые диски OZ Aristo, систему динамической стабилизации ESP и спортивные ковшеобразные кресла König. Максимальная скорость автомобиля – 247 км/ч. Отметим, что Golf IV R32 до сих пор популярен и очень хорошо ценится фанатами быстроходных Volkswagen во всем мире: благодаря такой популярности цены на модель на вторичном рынке довольно высоки, причем, как в Европе, так и США.
5) Volkswagen Golf R32 (2005-2008) 250 л.с., 250 км/ч, 6,2 сек.
В 2005-м году немцы решили развить успех топового Golf R32, выпустив модель в облике следующей, пятой генерации. Мощность мотора поднялась незначительно – всего на 9 л.с. (до 250 л.с.), но учитывая более обтекаемые формы кузова, максимальная скорость уже перевалила за отметку в 250 км/ч (хотя машина стала тяжелее на 40 кг), поэтому ее пришлось ограничить электроникой на этом, установленном немецкими законами, уровне. Как и прежде, вариант Golf R32 с коробкой DSG оказался быстрее машины "на ручке": 6,2 против 6,5 секунд до первой "сотни". Принцип работы полноприводной трансмиссии с многодисковой муфтой Haldex остался прежним. Усмирить горячий темперамент заряженного хэтчбека была призвана эффективная тормозная система с вентилируемыми дисками диаметром 345 спереди и 310 мм – на задней оси.
6) Volkswagen Golf R (2009-2012) 271 л.с., 250 км/ч, 5,5 сек.
Спустя 20 лет самый быстрый и мощный Golf вновь стал турбированным. Новый "горячий" Golf VI R презентовали на Франкфуртском автосалоне 2009 года. Взамен громоздкого 3,2-литрового V6, флагманский "носок" теперь оснастили совершенным агрегатом нового поколения – 2,0-литровым TFSI с непосредственным впрыском и турбонаддувом. С ним хэтчбека на "механике" разгонялся от 0 до 100 км/ч за 5,7 секунд, а с коробкой DSG – на 0,2 секунды быстрее. В основе мотора лежит стандартное "сердце" более доступного GTI, но для R-ки его основательно проапгрейдили: кованые поршни, усиленные шатуны, доработанный блок и головка цилиндров, форсунки большей производительности, увеличенная турбина К04 с давлением 1,2 бар, на 30% больший интеркулер. Естественно, полноценно "переварить" такую мощность смогла только трансмиссия 4х4: уже привычная система 4Motion 4-го поколения. Агрессивный, но при этом очень стильный, внешний вид машины украшает полностью светодиодная задняя оптика.
7) Volkswagen Golf GTI (2013) 220 л.с., 246 км/ч, 6,6 сек.
История 7-го поколения Volkswagen Golf только начинается. На Парижском автосалоне публике представили не только рядовые варианты машины, а и предсерийный вариант полностью готовой к производству заряженной модификации GTI. Продажи долгожданного хот-хэтча начнутся уже в первом квартале следующего года. Автомобиль построен на полностью новой универсальной платформе MQB и будет оснащаться новым 220-сильным 2,0-литровым турбомотором. Его максимальный крутящий момент в 350 Нм – эквивалентен топовому Golf R шестой генерации, что говорит об огромном потенциале для дальнейшей доводки и тюнинга. От 0 до 100 км/ч седьмой GTI разгоняется за 6,6 секунд, а максимальная скорость составляет 246 км/ч. На этом фоне впечатляет топливная экономичность модели – в среднем 6,0 л/100 км для варианта с 6-ступенчатой механической КП. А ведь это только старт конвейерной жизни "семерки": нет сомнения, что в скором времени появится и новая, более мощная R-ка, которая легко превзойдет по динамике своего именитого предшественника.