В 2005-м году, в рамках совместного проекта B-Zero, два мировых автогиганта – французский альянс PSA и японская Toyota начали производство симпатичных малолитражных "тройняшек" Citroen C1, Peugeot 107 и Toyota Aygo. Все три машины абсолютно идентичны с технической точки зрения, но слегка отличаются внешним оформлением экстерьера (особенно это касается "японки"). В силу разных причин (в основном маркетинговых) в Украину официально поставляются только "малышки" французских марок, а вот самые маленькие Toyota попадали в нашу страну (в очень небольших количествах) лишь стараниями "серых" дилеров. Этим и воспользовались китайцы, начав в 2011-м году продажи собственного "клона" Toyota Aygo под названием BYD F0 и ценой всего от 8990 долларов.
В Китае модель известна с 2008 года и уже успела завоевать широкую популярность среди местной молодежи. Официально BYD F0 является нелицензированной копией Toyota Aygo, поэтому в странах Западной Европы продажи данной модели находятся под судебным запретом. А вот украинский рынок более "лоялен" к производителям из Поднебесной, которые, что уж тут скрывать – частенько злоупотребляют плагиатом. Правда, стоит отметить, что определенные дизайнерские отличия между BYD и Toyota таки существуют: у "китайца" иная передняя и совершенно другая задняя оптика, которая идейно ближе скорее к французской "парочке" Citroen C1/Peugeot 107. Кроме того, F0 получил литые диски оригинальной формы.
Примечательно, что на тест-драйв автобазару онлайн Motori.ua попал не обычный F0, а его эксклюзивная лимитированная версия Hello Kitty Edition, которая всем своим видом и специфическим дополнительным оборудованием очень хочет понравится девушкам. Ярко-розовая окраска кузова, "мультяшные" принты на боковинах, всевозможные девчачьи "фенечки" в салоне: все это сделано с четким прицелом на молодых водительниц. Такой яркий автомобиль, несмотря на скромную цену, привлекал огромное внимание со стороны владельцев других машин и простых прохожих, неизменно вызывая улыбку на их лицах.
Под капотом F0 находится двигатель BYD371QA – такой же конфигурации, как и на европейских "оригиналах": 3 цилиндра, 1,0 литр рабочего объема и мощность 67 л.с. Для машинки весом всего 870 килограмм потенциала этого агрегата вполне достаточно: динамика, конечно, не впечатляет (от 0 до 100 км/ч за 11,5 секунд), но в городском потоке можно держаться вполне уверенно. 90 Нм максимального крутящего момента и грамотно подобранные передаточные числа 5-ступенчатой механической КП позволяли штурмовать затяжные подъемы даже не экономичной пятой передаче, хотя в машине находились 3 взрослых человека и был полностью забит багажник. Кроме того, рано "схватывающее" сцепление (как и на BYD F3R) облегчает езду по пробкам, что будет плюсом для начинающих неопытных водителей. Передачи включаются довольно четко, хотя ходы рычага могли быть и поменьше. Огорчает, что для BYD F0 даже за дополнительную плату не предлагается автоматическая трансмиссия или хотя бы "робот" (как на С1, 107 и Aygo): такая опция однозначно расширила бы потребительскую аудиторию и куда лучше вписывается в предлагаемый китайцами образ чисто женского авто.
К минусам силовой установки следует отнести повышенную шумность и сильные вибрации на холостых оборотах (особенность большинства 3-цилиндровых моторов). Зная об этих проблемах, дилеры BYD сразу же предлагают покупателям заказать набор фирменных накладок для шумоизоляции капота. Двигатель легко "переваривает" отечественный "92-й" бензин, но потребляет его поболее, чем это заявлено в паспортных характеристиках. В машине установлен весьма примитивный индикатор остатка топлива в баке, но путем прикидок и ориентировочных вычислений, мы пришли к выводу, что F0 в среднем "кушает" не менее 6 литров на "сотню" даже при езде по загородной трассе, а в городе этот показатель вплотную подбирается к 7,0 л/100 км.
Небольшая масса, короткая колесная база и удачные настойки подвесок (спереди – McPherson, сзади – полузависимая балка кручения) обусловливают весьма специфические ходовые качества машины. К удивлению, "ходовка" оказалось достаточно энергоемкой: даже крупные ямы и выбоины не вызывают пробоев. Наоборот, легкий, словно пушинка", BYD норовит слегка "подпрыгнуть" на массивных приливах асфальта или "лежачих полицейских". Довольно широкая по меркам класса колея и небольшой клиренс (130 мм в незагруженном состоянии) обеспечивает стабильность даже на скоростях свыше 100 км/ч. Но удовольствие от быстрой езды на F0 весьма сомнительное: во-первых – шумы, во-вторых сильная парусность относительно высокого кузова.
Маневрировать на китайской "Китти" в крупном мегаполисе – очень просто. Миниатюрный автомобиль способен протиснуться в любую щель и требует очень мало места для парковки. "Легкий" руль, оснащенный гидроусилителем, достаточно информативен, а большая площадь остекления в сочетании с высокой посадкой обеспечивает прекрасную обзорность и позволяет чувствовать габариты вплоть до считанных сантиметров! Удручает лишь отсутствие дистанционной регулировки боковых зеркал заднего вида – нужно по старинке настраивать все руками снаружи. BYD F0 неплохо проявил себя не только в городе. В самый разгар декабрьских снегопадов, в преддверии так и не состоявшегося "конца Света", мы совершили на нем 300-километровый вояж в украинскую "глубинку". Машина отлично справилась с такой "миссией" и ни разу не подвела на всем маршруте. Тормозная система испытываемой малолитражки вполне эффективна, хотя ABS (не доступная для базового варианта F0) на скользкой дороге срабатывает рановато.
Интерьер "китайца" на 95% повторяет своих идейных "доноров" из Европы. Отличие заключаются в другом, более простом оформлении центральной консоли – без особых дизайнерских изысков. В отличие от протестированного ранее BYD F3R, микролитражка порадовала практически полным отсутствием сторонних синтетических запахов в салоне: все-таки могут в Поднебесной делать вполне качественные интерьеры даже для недорогих автомобилей. Пластик торпедо довольно жесткий, но подгонка деталей выполнена на неплохом уровне.
Салон микролитражки рассчитан на 4 ездоков, включая водителя. Передние кресла, как и на Citroen/Peugeot/Toyota отличаются практически плоской подушкой и слабо развитой боковой поддержкой спинки с интегрированными подголовниками. При спокойной езде такая конфигурация вполне приемлема, но в крутых виражах тела водителя и переднего пассажира не имеют должной фиксации. Есть претензия и к педальному блоку: справа и чуть ниже от педали акселератора (прямо под ногой драйвера_ находится небольшой "прилив" – постоянно присутствует ощущение, будто бы на что-то наступил.
Не очень удобно расположены крупные кнопки электрических стеклоподъемников – перед рычагом коробки передач, на центральном тоннеле: к ним приходится постоянно тянуться. Но это еще "цветочки": задние стекла вообще невозможно опустить! По-сути они представляют собой примитивные форточки, которые можно приоткрыть вручную на несколько сантиметров для проветривания салона. Помнится, подобное решение я встречал на своем первом автомобиле – компактном спортивном купе Alfa Romeo Alfasud Sprint образца 1979-го года, но он был 3-дверным.
Вся панель приборов представляет собой один стильный круглый спидометр с цифровым бортовым компьютером внутри и "бородавкой"-тахометром слева – как на дорогих модификациях европейских "близнецов" BYD F0. От ярко-синей подсветки шкал глаза достаточно быстро устают во время ночной езды, да и белые стрелки не шибко хорошо "читаются".
Даже базовая версия BYD F0 оснащается кондиционером. Оценить его работу зимой у нас возможности не было, а вот печкой мы пользовались регулярно и к ее работе есть замечания. Несмотря на небольшой объем внутреннего пространства, отопитель довольно медленно прогревает зону задних пассажиров, особенно в районе ног. Штатная аудиосистема с CD-плеером предельно проста: монохромный дисплей и всего 2 громкоговорителя, размещенных в передней панели. Качество звучания такой "музыки" полностью соответствует ценовой категории автомобиля, зато есть USB-вход, что не может не радовать.
Китайская машина не имеет привычного "бардачка": в привычном для него месте расположена открытая весьма крупная полка для мелочевки. Личные вещи можно также хранить в карманах дверных карт и в практичных нишах на торпедо – справа и слева от рулевого колеса.
"Галерка" BYD F0 вряд ли порадует своих пассажиров высоким уровнем комфорта. Сидеть там не очень удобно – почти как на плоской лавке, особенно это ощущается в поездках на большие расстояния. Людям высокого и даже среднего роста не хватает пространства для ног и над головой, а боковины дверей с жесткой отделкой не прибавляют уюта.
BYD F0 выглядит и позиционируется как хэтчбек, хотя номинально китайское авто им не является: пятой двери у машины нет, а спинка задних кресел жестко закреплена на своем месте: сложить ее не получится. Этот факт сильно ограничивает практичность машины, ведь максимальный объем багажника составляет жалкие 140 литров: даже экзотические среднемоторные суперкары порой предлагают больше места для груза! Тем не менее, нам удавалось загружать отсек позади задних сидений вещами и сумками практически до самого потолка – благо высокая спинка не даст поклаже свалиться в салон. Под полом находится полноразмерная 14-дюймовая запаска, что является большим плюсом для украинских реалий.
Доступ в багажник осуществляется через открывающееся вверх заднее стекло и только при помощи ключа. Немного настораживает довольно жесткое закрывание стеклянной конструкции: интересно сколько циклов выдержит эта хрупкая (на первый взгляд) и необычная "дверца"? Довольно туго работает механизм крышки заливной горловины топливного бака: при первой заправке я потратил несколько минут, чтобы разобраться с принципом ее открывания.
Китайская малолитражка BYD F0 – самый маленький и доступный автомобиль, побывавший на тест-драйве автобазара онлайн Motori.ua. Базовая версия машины (комплектация Plus) обойдется украинским покупателям всего в 72900 гривен. Это на 11100 гривен дешевле, чем просят за самый дешевый Citroen C1/Peugeot 107 с более скромным набором стандартного оборудования: без кондиционера и усилителя руля, но зато с ABS и фронтальными подушками безопасности, коих нет на азиатской "копии". Испытываемый авто был представлен в среднем исполнении GL+, куда уже входят подушки и ABS, а также литые диски, передние электростеклоподъемники, центральный замок и еще ряд полезных опций. За такой автомобиль придется выложить 75990 гривен (2012-го года выпуска). "Топовый" вариант F0 – GLX за 77990 гривен имеет в своем арсенале еще и отделку салону из кожзама, полку багажника и противотуманные фары. Главными конкурентами модели на отечественном рынке являются Daewoo Matiz и Chery QQ. Китайцы верят в свою симпатичную "игрушку", поэтому дают на авто приличную по меркам класса гарантию – 3 года или 100 тысяч километров пробега. Эх, ей бы еще "автомат"…